МАЛЫЙ ЗАЛ им. А. К. Глазунова САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
В 1887 году, к 25-летию Санкт-Петербургской консерватории - первого в России высшего музыкально-образовательного учреждения, Император Александр III повелел перестроить здание Большого театра на Театральной площади для Консерватории. В конкурсе проектов победила работа Владимир Николя (1852-1902), для которого проект перестройки театрального здания стал вершиной карьеры инженера-архитектора. Перестройка здания театра затянулась до 1896 года и обошлась в колоссальную для того времени сумму – около двух миллионов рублей.
На третьем этаже консерваторского здания В.Николя спроектировал концертный зал на 600 мест и назвал его “Залом квартетных собраний”. Чтобы добиться особого акустического эффекта, стены зала одели в каркас из еловых досок с отступом от кирпичной кладки - для создания необходимой воздушной “подушки”. С особой заботой В.Николя проектировал интерьер зала, соединяя в его декоре мотивы раннего классизизма с элементами рококо, симметрию – со свободой изысканных плавных линий. Гармоничное единство с декором составила роспись потолка, изображающая Апполона-Мусагета, его жену Калиопу и сына Орфея, а также муз Полигимнию и Эвтерпу.
Плафон зала, выполненный известным художником Андреем Рябушкиным в 1894 году, неоднократно подвергался реставрациям и изменениям, а во время Великой Отечественной войны был практически уничтожен. В 1970 году группа художников воссоздала живописный плафон зала. Эскиз воссоздания по сохранившимся рисункам А.Рябушкина выполнил художник-реставратор А.Трескин.
Первоначально в зале был установлен орган Дрезденской фирмы «Walcker», В 1961 году его заменили инструментом чехословацкой фирмы «Riger-Kloss», который вышел из строя в 80-е годы прошлого века и молчал более двадцати лет. В 2009 году в рамках IX фестиваля «Международная неделя консерваторий» состоится торжественная «инаугурация» нового органа фирмы «Eule» (Германия).
Со времени первого концерта, состоявшегося 12 декабря 1896 го да,
и вплоть до наших дней Малый зал — центр академической и художественной жизни Консерватории, один из старейших концертных залов
Санкт-Петербурга, сочетающий функции учебной сцены и открытой
концертной площадки. Он оберегает духовную ауру Консерватории, преумножает ее традиции и аккумулирует мощную артистическую энергию
многих поколений музыкантов, выступавших в нем. Сцена Малого зала
освящена именами А. Есиповой, Л. Ауэра, А. Вержбиловича, В. Софроницкого, М. Юдиной, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Артура Рубинштейна, Глена Гульда, М. Ростроповича и многих других выдающихся российских и зарубежных композиторов и исполнителей. С 1920 года Малый
зал носит имя директора Консерватории А. К. Глазунова (1865–1936), чья
жизнь почти четверть века была связана с консерваторским домом.
С 2001 года Малый зал им. А. К. Глазунова стал концертным подиумом фестиваля «Международная неделя консерваторий», который
служит интеграции старейшей российской консерватории в международный музыкальный процесс и одновременно определяет статус зала
как интернациональной сцены сообщества высших школ музыки.
БОЛЬШОЙ ЗАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Здание, где ныне располагается Большой зал
Филармонии, было построено в 1839 году
по проекту архитектора Поля Жако, ученика Карла
Росси, для Дворянского собрания Петербурга. Превосходный по акустике зал, вмещающий более 1500
человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни Петербурга. Здесь выступали известные музыканты XIX в.: Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер,
Г. Малер, А. Рубинштейн, К. Шуман, П. Виардо, П. Сарасате и многие другие. Здесь же впервые прозвучали многие сочинения классиков русской музыки Бородина, Мусоргского,
Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова.
12 июня 1921 года здесь состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии, которая в короткое время развернула многостороннюю концертную, музыкально-лекционную и издательскую деятельность,
чему способствовало наличие фундаментальной библиотеки.
Основным исполнительским коллективом стал симфонический
оркестр Филармонии (ныне Заслуженный коллектив России). В течение полувека (1938—1988) этим оркестром руководил выдающийся
дирижер Е.А. Мравинский, с 1988 г. художественным руководителем
и главным дирижером оркестра является один из самых известных
дирижеров современности Юрий Темирканов. Художественный руководитель и главный дирижер второго коллектива Филармонии — Академического симфонического оркестра — Александр Дмитриев.
В XX столетии расширялся круг гастролеров. В Большом зале
давали концерты известнейшие музыканты современности: О. Клемперер, Б. Вальтер, Э. Ансерме, Э. Клейбер, Л. Стоковский, А. Корто,
А. Шнабель, Ар. Рубинштейн, В. Горовиц, Б. Бриттен, Д. Фишер-Дискау, С. Рихтер, Э. Гилельс, А.Б. Микеланджели, Г. Гульд, И. Менухин,
М. Ростропович и многие другие. На эстраде Большого зала играли
Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский оркестры,
оркестры Берлинской, Венской и Нью-Йоркской филармоний, амстердамский оркестр «Консертгебау». Здесь начинались великие судьбы:
в 1926 году состоялась премьера Первой симфонии Д. Д. Шостаковича, имя которого носит теперь Санкт-Петербургская филармония.
Сейчас Большой зал Санкт-Петербургской филармонии — один
из лучших концертных залов Европы, выступать в котором считается
почетным и престижным.
БОЛЬШОЙ ЗАЛ ЕКАТЕРИНИНСКОГО ДВОРЦА
Как парадная резиденция Царское Село сформировалось к середине XVIII века. Проектирование
Екатерининского дворца было начато М. Земцовым и
А. Квасовым. С 1748 года проект возглавил архитектор
В. Растрелли, который разработал генеральный план
строительства дворца и парка. Золотая анфилада парадных залов с возрожденным к новой жизни всемирно известным Янтарным кабинетом и блистающим зеркалами Большим залом изумляют и восхищают всех, кому посчастливилось там побывать.
ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ
В
1712 году участок реки по Фонтанке был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву, прославившемуся победами в Северной войне. Строительство двухэтажного каменного дворца, существующего ныне, был завершено
в 1750 году (архитектор С. И. Чевакинский). Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.
После революции (1918–1929) Фонтанный дом получил статус
Музея дворянского быта. В основу его фондов было положено
частное собрание графов Шереметевых, включавшее в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия,
нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства,
библиотеку (книжное и нотное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон, родовой архив Шереметевых. В Шереметевском дворце получила постоянную прописку
и петербургская коллекция музыкальных инструментов, насчитывающая более трех тысяч экспонатов, основоположником которой был начальник Придворного оркестра, барон К. К. Штакельберг.
|