НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
2008 год — год 100-летия со дня смерти
Н. А. Римского-Корсакова, имя которого
носит Санкт-Петербургская консерватория. Н. А. Римский-Корсаков, член содружества «Могучая кучка», является
важнейшей фигурой русской музыки. Он — автор многих
произведений, в числе которых оперы «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок», симфонические полотна «Шехеразада», «Антар», хоровые и камерно-вокальные сочинения. Оставаясь во всех произведениях
истинно русским композитором, Римский-Корсаков сумел и в своих учениках — А. К. Лядове, А. К. Глазунове,
И. Ф. Стравинском и многих других — воспитать стремление к сохранению национальных традиций, усилению значимости русской культуры, введению ее творений в число высших
достижений европейского музыкального искусства. Профессиональный долг, преданность своему делу и памяти друзей обусловили обращение Римского-Корсакова к оставшимся незавершенными
сочинениям М. П. Мусоргского и А. П. Бородина, которые стали доступны слушателям во многом благодаря титанической работе по
их редактированию, предпринятой Римским-Корсаковым. Огромное
значение для музыкальной педагогики имела педагогическая деятельность композитора в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой он оставался на протяжении более тридцати лет.
Начиная с Русских концертов на Всемирной выставке в Париже
(1889) Н. А. Римский-Корсаков получил известность за рубежом.
В его редакции «Борис Годунов» Мусоргского ставился в «Русских
сезонах», как и «Золотой петушок», который привлек внимание
С. П. Дягилева и А. Н. Бенуа. Наследие композитора стало предметом исследования не только отечественных, но и многих зарубежных ученых во всем мире: во Франции (М. Кальвокоресси),
в Великобритании (Р. Ньюмарч), в США (Р. Тарускин). Сочинения
Н. А. Римского-Корсакова занимают устойчивое место в репертуаре многих творческих коллективов России и всего мира.
РАХМАНИНОВ И ПЕТЕРБУРГ…
В Петербурге прошли детские годы Рахманинова, состоялись премьерные исполнения
многих его сочинений, выступления в качестве
пианиста и дирижера, благотворительная и общественная деятельность. В северной столице
жили родные и друзья, у которых Рахманинов
останавливался во время своих многочисленных
приездов. Композитору, несколько суровому и
сдержанному с посторонними, каким он предстает в воспоминаниях современников, даже внешне
Петербург соответствовал своей официальной
классикой и строгостью линий. И в то же время
взаимоотношения Рахманинова с великим городом были далеко не безоблачны.
Первая встреча девятилетнего Сережи с Петербургом относится к 1882 году. Три года обучения в консерватории не принесли
ожидаемых результатов: отлынивание от занятий и хроническая
неуспеваемость неизбежно вели к отчислению (через несколько
лет Рахманинов окончит с Большой золотой медалью Московскую
консерваторию). Второй, искренне позабавивший Рахманинова
«учебный контакт» с Петербургской консерваторией, состоится
много времени спустя: уже известный композитор напишет аккомпанемент к заданной теме для своей племянницы — студентки
консерватории Зои Прибытковой, а профессор Витоль, не зная,
кто на самом деле является автором, поставит работе «тройку».
Одно из сильнейших потрясений в жизни Рахманинова, нанесшее ему глубокую душевную рану, — сокрушительный провал
в Петербурге 15 марта 1897 года премьеры Первой симфонии.
Отрицательные отзывы критики, слушателей, коллег-профессионалов, в том числе и Римского-Корсакова, вызвали тяжелый
физический и творческий кризис — композитор уничтожил партитуру и в течение трех лет не написал ни одного произведения.
Возможно, именно неуспех Первой симфонии побудил Рахманинова организовать в Петербурге премьеру своей Второй симфонии (1908). К тому времени он был широко известен как пианист,
композитор и дирижер, залы Дворянского собрания (Большой зал
филармонии), Мариинского и Михайловского театров во время
его выступлений всегда были переполнены. Второй концерт для
фортепиано с оркестром Рахманинова и кантата «Весна» получили
высокую оценку Римского-Корсакова и были отмечены Премиями
имени М.И. Глинки. Блестящая премьера Второй симфонии стала
своеобразным петербургским «реваншем» за прежнюю неудачу.
Через несколько дней в Малом зале консерватории (Малый
зал имени А. К. Глазунова) состоялся еще один «реванш» — оглушительными овациями было встречено также ранее неоцененное
и весьма холодно принятое петербургской публикой Элегическое
трио «Памяти великого художника». Сцена консерваторского зала
и в дальнейшем оказалась «тотально счастливой» для композитора:
успех сопутствовал премьерам романсов op. 38, Этюдов-картин op.
39, исполнению «Колоколов» и других сочинений.
События 1917 года, эпицентр которых находился в Петербурге и
реликтовые волны которых Рахманинов наблюдал в Москве и у себя
в Ивановке, несли явную угрозу всему, что было дорого композитору.
Именно городу на Неве судьба уготовила стать свидетелем прощания
Рахманинова с Россией: здесь он получил разрешение на выезд с семьей, и Финляндский вокзал остался в памяти композитора последней
картиной, которую он увозил с собой на вечную разлуку с родиной.
Тоска, мысли о России, ее судьбе, осознание невозможности
возвращения — спутники всех последующих лет жизни Рахманинова. Последняя воля композитора — быть похороненным на
родине — так и осталась невыполненной.
Сегодня Рахманинов возвращается в Россию, в Петербург,
в Санкт-Петербургскую консерваторию своей музыкой. Вновь и
вновь память о великом русском композиторе звучит колоколами
в сердцах всех, кому дорого его бессмертное имя.
|